Если Вы хотите преодолеть внутренние барьеры и добиться признания, то должны быть уверены в себе, в своих положительных качествах. С одной стороны, эта уверенность влияет на Ваши «излучение», вербальный и физический способы поведения. С другой стороны, тем самым Вы развиваете чувство собственного достоинства и перестаете стыдиться того, что считаете Ваши желания и интересы достойными реализации.
Обратитесь к себе!
Многие люди боятся сформулировать для себя, какими положительными качествами и сильными сторонами они обладают, а уж тем более сказать об этом другим, ведь они боятся прослыть высокомерными и эгоистичными, боятся, что потеряют хорошее отношение со стороны других людей и к ним не будут относиться как к личности. По этим причинам они предпочитают сохранять взгляды маленьких детей.
Пример: Знакомы ли Вам подобные реакции?
Кира Иванова, сотрудница по работе с ВИП-клиентами банка, привлекла нового крупного клиента. Когда руководитель похвалил ее на собрании перед всеми сотрудниками, она скромно улыбаясь и сверля взглядом находящегося перед ней руководителя, возразила: «Я получаю за это заработную плату, в этом нет ничего особенного. К тому же в этот раз мне повезло».
Тем не менее она пригласила свою подругу Марину на торжественный ужин, чтобы отпраздновать это событие. «Потрясающий ужин, — удивилась Марина. — Ты заранее запаслась продуктами?» — «Они у меня давно были, и это не особенно дорого стоило», — ответила Кира.
Однако привычка недооценивать себя когда-нибудь отомстит Вам. Ни один человек не испытывает желания превратиться в «серую мышь» и отказаться от блеска личных успехов. Если Вы со всей полнотой открыто не проявите естественную потребность в признании собственной личности, Ваших способностей и достижений, то все это уйдет на задний план. В этом случае есть возможность попробовать косвенным образом добиться того, что Вашей личности причитается. Вероятно, тогда Вы будете невыносимы, станете плести интриги, у Вас появится недружелюбное отношение к коллегам. Разве Вы захотите предоставлять другим торт со сливками, если сами вынуждены сидеть на диете?
Итак, если Вы хотите добиться признания с помощью конструктивного самоутверждения, то должны сначала научиться ценить себя! Только тогда Вы сможете принять и свои слабые стороны: «Я о'кей, каков я есть!».
Упражнение: Я хороший!
Составьте перечень сильных сторон Вашей личности — забудьте о том, что «гречневая каша сама себя не хвалит»! Подумайте о всем позитивном, чего Вы хотите достичь в жизни, о всех трудностях, которые Вы должны преодолеть. Какие личные качества помогут Вам при этом? Составьте список, с помощью которого Вы сможете помнить о них постоянно.
Моё сильное качество |
Проявляется в… |
С его помощью я могу добиться… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример: Список положительных качеств личности
Позитивное в моей жизни |
Мой вклад в это |
Я три года играл в школьном оркестре и принял участие во многих публичных выступлениях |
Я музыкален, могу хорошо работать с другими, я храбро веду себя при выступлении перед другими |
Я закончил школу с хорошими отметками и получил хорошее образование |
Я ориентирован на цель и могу сам мотивировать свои поступки |
У меня есть близкие друзья, которые меня любят |
Я человек, которого можно любить, я откровенен и умею хорошо слушать |
У меня хорошая семейная жизнь |
Я умею любить и быть любимым. Я нахожу время для участия в семейных делах. Если существуют проблемы, то я всегда готов в них вникнуть |
Внутренне я в большинстве случаев уравновешен |
Я забочусь о том, чтобы не оказаться обойденным |
Осознайте свои желания и потребности
Если Вы хотите добиться признания, всегда ставьте перед собой конкретную цель. Речь идет о том, какие важные интересы нужно реализовать. За Вашими интересами скрываются личные желания и потребности. Итак, если Вы хотите добиться успеха в соответствии с поставленными целями и соответствующей стратегией, то должны осознать свои желания и потребности.
Пример: Монотонная работа
Кирилл Бодин всегда недоволен, выполняя свою работу в качестве референта по персоналу. В конце каждого рабочего дня он чувствует себя совершенно измотанным, с большим трудом «ползет» от начала к концу недели. Наряду со своей основной работой он участвует также в двух престижных и трудоемких проектах. В рамках этих проектов Кирилл Бодин должен собирать различные документы и оценивать их. Хотя это постоянно его изматывает, он считает, что нанесет ущерб своей карьере, если не использует эти проекты для поддержания своего профессионального имиджа.
В своем профессиональном окружении Кирилл ведет себя все более агрессивно. Недавно он резко выступил на совещании, когда один из его коллег выразил сомнение относительно некоторых данных. Начальник постоянно сомневается в соответствии профессиональной компетентности Кирилла требованиям, предъявляемым к его должности.
Так кто же он? Человек, который не справляется со своими обязанностями? Или, наоборот, карьерный Рэмбо? Нет, просто тот, кто плохо заботится о себе, потому что потерял контакт со своими потребностями, как, впрочем, и многие люди: либо они с трудом занимаются тем, что выполняют пожелания других (также в форме посланий, которые ослабляют способности), либо предаются возвышенным идеалам, которым подчиняют все остальное.
Пример
Начало карьеры Кирилла было многообещающим. В начале своей деятельности он часто работал в качестве внутреннего инструктора по коммуникации, что доставляло ему большое удовольствие, ведь он очень контактен и открыт. Его интерес к вопросам психологии и позитивная обратная связь с участниками семинара укрепили его в решении войти в состав команды. Когда его отец услышал об этом, то всерьез насел на него: «Займись лучше чем-нибудь стоящим, а не этой психологической ерундой. Все это болтовня, а никакая не работа». В конце концов, Кирилл сам поверил, что он должен сконцентрироваться на цифрах, данных, фактах. Он заметил, что все хуже спит и по утрам у него болит живот, если он думает о своей работе. Вместо того чтобы серьезно проанализировать свои чувства, Кирилл отказался от участия в команде и специализировался на системах оплаты.
Долгое время действовать вопреки собственным потребностям — значит отказаться от кровных интересов. В краткосрочном плане это приводит к стрессам и неудовлетворенности, а в долгосрочном — к психическим и физическим недугам. Использование ложной стратегии решения проблем по образцу «больше о том самом» усиливает эти тенденции.
Пример
Личная жизнь тоже разладилась. Кирилл чаще всего слишком утомлен, чтобы по вечерам или в конце недели заниматься чем-то интересным. Дополнительная занятость в проектах отнимает у него свободное время. Друзья все реже приглашают его в пивную или в боулинг, так как он в большинстве случаев говорит «нет». Кирилл чувствует, что другие отдаляются от него, и это повергает его в состояние дискомфорта. «Не позволю никому ничего заметить. Я им еще покажу», — думает он и еще больше погружается в работу, а с другими ведет себя подчеркнуто холодно. Возникает порочный круг.
Итак, выявляйте свои потребности, если хотите добиться признания. Для многих людей совсем не просто выявить и назвать свои потребности.
Иерархия потребностей
Наши потребности — это пружина для наших действий. Даже если структура потребностей различна у разных людей, то все равно действует принцип: только тогда, когда мы, находясь на одной из нижних ступеней пирамиды потребностей, уже вполне удовлетворены, мы можем перейти на следующую ступень. Мы не можем перепрыгнуть ни одной ступени, не ощутив некоего изъяна в этой сфере жизни.
Пример
Саша Песте могла бы быть довольна. Учеба, а с ней и времена тощего кошелька и пустого холодильника миновали! У нее есть надежное место и регулярный доход. Теперь она в первую очередь хочет сделать хорошую карьеру на работе, которая ей нравится. Для этого она переехала в другой город. Она, наконец, приобрела для своей новой квартиры дизайнерскую софу, о которой всегда мечтала. Только вот теперь, когда после напряженного рабочего дня она по вечерам сидит на своей софе, несмотря на явный успех, она грустит. Ей не хватает близких друзей и откровенных разговоров.
Потребности меняются: если в юные годы стабильность означает иметь квартиру, то позже появляется потребность в собственном доме. Конкретная жизненная ситуация также влияет на то, какая ступень в данный момент находится на переднем плане.
Упражнение: Моя пирамида потребностей
Даже не пирамида а жизненный круг! Для удобства я предлагаю Вам модель, но Вы можете сделать и свою! Подумайте, выполняются ли Ваши потребности в каждом секторе и если выполняются, то насколько. Соответственно заполните штрихами эти поля в большей или меньшей степени (например, 10, 50, 100 %). Какое впечатление производит на Вас полученная модель? Какие выводы Вы для себя делаете? Какие сектора Вас удовлетворяют? В каких секторах Вы можете сделать больше для своего удовлетворения? Каким образом?
Для полной картины и 100%-го понимания Вашей текущей жизненной ситуации предлагаю выполнить небольшой тест.
Тест: Коэффициент удовлетворённости жизнью
Инструкция.
Оцените каждое утверждение в соответствии со степенью вашего согласия. В столбике с номером вопроса поставьте любой знак напротив нужного ответа – "согласен", "не согласен" или "не знаю".
Тестовый материал.
1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.
2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.
3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.
4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.
5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.
6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.
7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.
9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.
10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.
11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.
13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.
14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.
15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.
16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.
17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.
18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.
19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.
20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.
Бланк
№ суждения |
Согласен |
Не согласен |
Не знаю |
1. |
0 |
1 |
1 |
2. |
0 |
2 |
1 |
3. |
0 |
2 |
1 |
4. |
0 |
2 |
1 |
5. |
2 |
0 |
1 |
6. |
0 |
2 |
1 |
7. |
2 |
0 |
1 |
8. |
2 |
0 |
1 |
9. |
2 |
0 |
1 |
10. |
0 |
2 |
1 |
11. |
2 |
0 |
1 |
12. |
2 |
0 |
1 |
13. |
2 |
0 |
1 |
14. |
0 |
2 |
1 |
15. |
2 |
0 |
1 |
16. |
2 |
0 |
1 |
17. |
0 |
2 |
1 |
18. |
0 |
2 |
1 |
19. |
2 |
0 |
1 |
20. |
0 |
2 |
1 |
Ключ к тесту КУЖ.
Обработка результатов.
Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.
Интерпретация результатов.
Тест измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни.
Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую. Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.
Под категорией "жизненная удовлетворенность" понимается самое общее представление человека о психологическом комфорте, которое включает в себя:
- интерес к жизни как противоположность апатии;
- решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
- согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
- положительная оценка собственных качеств и поступков;
- общий фон настроения.
Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.
В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).
Расшифровка шкал.
1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.
2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.
3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.
4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.
5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.
Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.
Мы часто допускаем ошибку, когда принимаем решение начать бороться со своими отрицательными качествами. На это можно потратить всю жизнь и не добиться успеха! Гораздо правильнее усиливать свои сильные стороны и через них нивелировать слабые!
Определи свои Ключевые Факторы Успеха!